Таран –
изобретение древнее. В древности носы боевых кораблей делались в форме рога,
которым пробивали борт вражеского корабля или ломали ему весла. Принцип тарана
использовался и для пробивания ворот или стен вражеских крепостей.
А в 20-м веке слово
"таран" пробрело новое значение. 26 августа 1914 штабс-капитан
Пётр Нестеров во время налёта трёх вражеских самолётов на аэродром в Жолкве (Галиция), поднял в воздух свой невооружённый Моран-М. Нестеров направил его на самолёт ведущего (австрийского
лейтенанта барона фон Розенталя) и протаранил его. Оба самолёта рухнули на
землю, погребя под обломками пилотов.
Первый ночной таран был
совершен советским летчиком старшим лейтенантом Евгением Степановым 25 октября
1937 в Испании – он разбил стабилизатор итальянского бомбардировщика
стойкой шасси.
31 мая 1938 Антон
Губенко в воздушном бою над китайским городом Ханькоу,
израсходовав боеприпасы, таранил японского истребителя и сумел посадить свой
повреждённый самолёт. Губенко был произведён из капитана в полковника, получил
звание Героя Советского Союза и назначен замначальника
ВВС Белорусского военного округа. В 1939 он погиб в авиакатастрофе. Капитан
Николай Жердев в 1938 в Испании таранил
бомбардировщика. Погиб в авиааварии в 1942, имея на
счету 14 сбитых самолётов.
Следующим советским
лётчиком, совершившим таран, был старший лейтенант Виталий Скобарихин
– 20 июля 1939 в районе Халхин-Гола.
При этом ему удалось посадить свой самолёт. Вскоре там же таран совершил
Александр Мошин. Оба получили за тараны звание Героя
Советского Союза. 20 августа над Халхин-Голом
совершил таран старший лейтенант Виктор Рахов, сумев
посадить свой И-16. Через два дня он был смертельно ранен в бою, поражённый
пулемётной очередью.
В первые часы войны
между Германией и СССР советские лётчики совершили 8 таранов. Всего в этой
войне таранили противника по крайней мере 636
советских пилотов. По крайней мере 503 экипажа
совершили таран наземных целей. Алексей Хлобыстов
совершил 3 тарана, из них 2 в одном бою, Борис Ковзан
– 4.
Примечательно, что если
в 1941-42 советские лётчики совершали в среднем более 20 таранов в месяц, то в
1943-44 – менее 10, а в 1945 –
около 5 в месяц.
Не менее известны
тараны, совершенные японскими лётчиками. Правда, знамениты они не воздушными
таранами (о таковых широко не известно), а морскими. Японцы совершали их
практически во всех боевых операциях в войне на Тихом океане. Однако сильного
урона противнику они не наносили – пока этим планомерно не занялись
лётчики Специального Ударного Корпуса (известные как
"камикадзе"). Их первый вылет состоялся 20 октября 1944,
окончившись безрезультатно.
До этого, вопреки
распространённому мнению, тараны осуществлялись не профессиональными
смертниками, а обычными японскими пилотами, прибегавшими к этому как к последнему
средству нанесения урона противнику, как правило, когда самолёт был поврежден и
обречен на падение в море.
А камикадзе действовали
группами, заранее зная, на что идут. Первых успехов они
добились 25, 26, 29 и 30 октября 1944
– камикадзе удалось потопить эскортный
авианосец "Saint Lo"
и сильно повредить еще 7 авианосцев, на которых было уничтожено несколько
десятков самолетов и убито несколько сотен членов экипажей; 1 ноября 1944
камикадзе потопили эсминец, повредив ещё 5; 25 ноября 1944 камикадзе сильно
повредили ударный авианосец "Intrepid".
В 1945 камикадзе
потопили два эскортных авианосца и повредили (вплоть до выхода из строя) 8
авианосцев и 2 эсминца. В апреле и мае было послано на смерть 900 камикадзе, из
которых 200 поразили намеченные цели. При этом, как писал немецкий военный
историк генерал Типпельскирх, "американцам
приходилось принимать меры против их внезапных налётов и нести значительные
потери, хотя в целом сколько-нибудь заметного влияния на ход военных действий
камикадзе не оказали".
Однако и сами немцы
создали подобные авиачасти. В середине 1944 майор фон Карнацки предложил генеральному инспектору истребительной
авиации Галланду создать специальные отряды
лётчиков-смертников, которые должны были таранить американские бомбардировщики.
Галланд санкционировал формирование "штурмовых
групп" (группа в Люфтваффе примерно аналогична авиаполку в Красной
Армии). При зачислении в часть добровольцы подписывали обязательство в случае
неудачи сбить противника огнём – таранить его. В эти части зачисляли и
штрафников, формально их не обязывали таранить, но любым способом они должны
были сбивать не менее одного бомбардировщика за вылет.
Совершались тараны и
лётчиками союзников. Американцы даже утверждают, что первый таран в войне на
Тихом океане был совершен отнюдь не японским, а американским пилотом. 10
декабря 1941 капитан К.Келли таранил японский линкор
"Харуна" подбитым бомбардировщиком Б-17,
предварительно приказав экипажу покинуть машину.